КУДЗУСИ — КЛЮЧ К ИЗУЧЕНИЮ ДЗЮДО
Просмотров: 1259
Принцип кудзуси или «выведение из равновесия» – основа дзюдо. Это понятие крайне необходимо для развития качественного нагэ-вадза (техники бросков).
Кудзуси — термин в японских боевых искусствах, обозначающий выведение оппонента из равновесия, как физического, так и психоэмоционального.
Происходит от глагола кудзусу и имеет несколько значений:
- разрушать, разваливать, сносить
- приводить в беспорядок
- упрощать (написание иероглифа)
- разменивать (деньги)
- сбивать (цену)
Таким образом, термин "кудзуси" относится не просто к выведению из равновесия, но к процессу приведения оппонента в позицию, в которой его устойчивость, и, следовательно, его способность к продолжению атаки, нейтрализуется.
В дзюдо кудзуси считается неотъемлемым принципом и первой из трёх фаз успешного проведения броска оппонента: кудзуси, цукури (создание предпосылки для броска), и какэ (выполнение броска).
Кудзуси — важный принцип во многих японских боевых искусствах, особенно в тех, методы которых имеют корни в дзю-дзюцу, например, дзюдо, шодокан айкидо и Вадо-рю карате.
Метод осуществления кудзуси зависит от ма-ай (боевой дистанции) и других условий. Его можно достичь используя:
- таи сабаки (изменение позиции)
- действия оппонента (толкать или входить, если противник тянет; тянуть или поворачиваться, если противник толкает),
- атэми (удары)
- сочетания вышеназванных способов
Что такое кудзуси?
Техника броска в дзюдо состоит из трех фаз: кудзуси (выведение из равновесия), цукури (заход на бросок) и какэ (проведение броска).
Из этих трех элементов какэ – самый зрелищный, но кудзуси – наиболее важный. Кудзуси означает выведение соперника из равновесия, чтобы тот потерял устойчивость, и его легче было бросить.
Каждому дзюдоисту доводилось испытать на себе действие толчка или рывка, от которого он моментально терял равновесие и не мог защититься от броска. Это происходит, когда соперник применяет кудзуси.
Хаппо-но-кудзуси
Хаппо-но-кудзуси можно перевести как «восемь направлений выведения из равновесия».
Эти направления следующие:
- Вперед
- Назад
- Влево
- Вправо
- Вперед-вправо
- Вперед-влево
- Назад-вправо
- Назад-влево
Мастера дзюдо обладают глубоким пониманием того, как использовать эти направления, чтобы получить преимущество над соперником при минимальных затратах энергии.
Почему кудзуси так важно?
Когда человек находится в устойчивой позиции, например, дзиго-тай (защитная стойка), его очень трудно бросить. Однако, если равновесие нарушено, чтобы его опрокинуть, достаточно легкого толчка. Это ключевой принцип дзюдо, позволяющий человеку небольшого телосложения бросить более крупного и сильного соперника.
Дзюдоисты высокого уровня мастерски владеют кудзуси – движениями, рывками и толчками, которые моментально заставляют противника потерять равновесие и лишают его возможности атаковать или защищаться.
Для эффективной техники бросков необходимо правильное кудзуси
Хотя какэ делает броски в дзюдо увлекательным зрелищем, именно благодаря незаметному кудзуси эти броски происходят. Иногда правильного кудзуси самого по себе бывает достаточно, чтобы соперник упал. Прекрасный пример тому – бросок о-сото-гари. Когда дзюдоист переносит вес противника на ногу и лишает его равновесия, заставляя отклониться назад, о-сото-гари можно завершить очень небольшим усилием. Иногда подбив ногой даже не требуется.
Кудзуси – ключ к изучению дзюдо в течение всей жизни
Сильные начинающие дзюдоисты часто могут бросить противника благодаря одной лишь скорости и силе с минимальным применением кудзуши. Это может быть эффективно поначалу, но довольно непродуктивно в перспективе. Дело в том, что сила и скорость всегда снижаются с возрастом. В свою очередь, чистая техника и правильное кудзуши работают на перспективу и улучшаются с опытом. Многие сильные, быстрые, молодые борцы бывали застигнуты врасплох и оказывались на спине после тщательно рассчитанной подсечки, выполненной пожилым обладателем черного пояса.
Методы выполнения кудзуси
Кудзуси основано на том, чтобы вызвать реакцию и затем эту реакцию использовать. Этого можно добиться несколькими способами. Вот пара примеров:
- Толчок/рывок – когда противника толкают, он обычно толкает в ответ. Если в тот же момент сделать резкий неожиданный рывок, то сила рывка сложится с толкающей силой противника и заставит его качнуться вперед, потеряв равновесие, что создает прекрасные условия для броска вперед, например, хараи-госи, иппон-сэой-нагэ или хидза-гурума.
- Ложные приемы и комбинации – возможность для атаки возникает каждый раз, когда противник двигается или смещает равновесие. Зная движения противника заранее, можно использовать эти движения против него. В этом помогут ложные приемы или комбинации атак, потому что на каждый конкретный бросок соперник обычно реагирует предсказуемо. Например, при атаке о-ути-гари соперник переносит вес вперед, чтобы противодействовать броску, что делает его уязвимым для тай-отоси.
Записаться на тренировки по дзюдо в Минске можно по телефону: +375(44)4689432