"Я ПОМНЮ, КАК ПОСЛЕ ПОРАЖЕНИЯ МЕНЯ ЗАКРЫЛИ В КЛЕТКЕ БЕЗ ЕДЫ". КАК ЖИВЕТ ДЗЮДОИСТ-БЕЖЕНЕЦ, УЧАСТВОВАВШИЙ В ОЛИМПИАДЕ.


Просмотров: 693

Олимпийские Игры в Рио запомнились не только победами и поражениями разных известных дзюдоистов, но и тем, что участие в них под олимпийским флагом принял дзюдоист-беженец из Конго - Пополе Мисенга, которому даже удалось победить в одной схватке. Спустя почти год после игр AFP побывало в фавелах Рио и пообщалось с Пополе о том, как изменилась его жизнь.

После жизни, проведенной среди нищеты и войны, вот он - Мисенга Пополе - участник Олимпийских Игр в составе немногочисленной команды беженцев. Правда, дела идут не очень: это его первая схватка против индуса, и, кажется, тот сейчас проведет болевой прием, и на этом Игры для Мисенги закончатся. И, как он думал, никому до этого не было дела. Но тут он услышал, как люди с трибун скандировали "Пополе, Пополе, Пополе..." И дзюдоисту удалось освободить руку от болевого.

11 месяцев спустя 25-летний дзюдоист не выглядит как человек, которого поддерживали бразильские трибуны. Вряд ли, увидев его, вы решили бы, что перед вами олимпиец. Он живет в жестокой фавеле Рио, зажатый со своей женой и пятью детьми в две крохотные комнаты. Он все еще беден. И все еще беженец примерно в 6000 километрах от родной страны. Но воспоминания об Играх все еще свежи в его голове.

"Рука была почти на изломе... И потом я услышал, как люди кричали мое имя... Я подумал тогда 'Раз они верят в меня, я не могу так просто сдаться' и вытащил руку". Он держит фото, где он с поднятыми руками после победы в этой схватке. "Эмоции зашкаливают", говорит он.

Пробежки - это опасно

Во время Олимпиады он словно оказался на другой планете со стадионами, залитыми светом и фан зонами. В северных фавелах Рио у него и его жены из Бразилии Фабианы есть лишь маленькая кухонька и небольшая спальня, которую они делят с двумя собственными детьми и тремя детьми от прошлого брака Фабианы. "Тут довольно спольно спать", замечает атлет.

Местный пейзаж впечатляет: на грязной улице сидят несколько мужчин с бойцовыми собаками и покуривают травку, иногда проезжают какие-то машины. Есть несколько магазинчиков. Следы от пуль на зданиях служат напоминанием о войне наркоторговцев и полицейских в этих районах, в ходе которой лучше быть осторожнее: перестрелки здесь - обычное дело.

Мисенга занимается в клубе дзюдо на другом конце города, но у него это не всегда получается. "Иногда не получается уйти отсюда, потому что приходится прятаться в доме. В такие моменты меня со спортивной сумкой полицейские могут принять за барыгу, а барыги - за полицейского.

Даже пробежки здесь - опасное дело: ты пересекаешь черты враждующих торговцев. "Они говорят, ты живешь не здесь, ты живешь там, вот и вали к себе туда. Тут невозможно пробежаться".

Звезда на день

Но незадолго до Олимпиады Мисенга стал знаменитостью. Он был одним из тех 10 беженцев, которым дали возможность выступить на Олимпиаде. И тут же журналисты стали ездить в фавелы, чтобы услышать его невероятную историю. "Меня стали узнавать на улицах, я стал известен. Люди говорили, что я тот парень с Олимпиады".

Мисенге было 10, когда его отлучили от семьи во время войны в Конго. В итоге он сбежал, спрятался в лесу, а потом был найден и отдан в лагерь беженцев, живя в котором он и стал заниматься дзюдо. Он оказался талантливым: выиграл региональный чемпионат, а потом и чемпионат страны.

Но этот успех был мимолетным, и когда потом Мисенга проигрывал, тренера просто запирали его в клетку без еды и воды. Когда Пополе был отправлен на чемпионат мира 2013 в Рио, он смог спрятаться в городе также как когда-то спрятался в лесу от войны. Вместе с еще одной беженкой - Йоланде Мабика - он получил статус беженца и был отправлен под крыло "Института Реакао" - известной школы дзюдо в Рио.

На Играх Йоланде Мабика проиграла сразу, а вот Мисенге удалось побороться и выиграть первую схватку против индуса. Потом его ждал поединок против первого номера мирового рейтинга, и шансов у него уже особо не осталось, но и в той схватке он боролся с душой, за что и получил овации от бразильской публики. А потом все закончилось, и Мисенга опять отправился в фавелу.

Стоящая схватка

Пополе все еще получает стипендию МОК, они поддерживают беженцев на постоянной основе, спонсируют их тренировки. Этих денег хватает, чтобы выжить, и чтобы тренироваться в Институте Реакао, но вряд ли на что-то еще. Каких-то корпоративных спонсоров как у других олимпийцев у него нет.

Его жена, Фабиана, отмечает, что сейчас дела лучше, чем год назад: появился новый стол, новый холодильник. Есть деньги, чтобы платить аренду и покупать вещи детям. Они пытаются найти спонсора для Мисенги, но пока безуспешно. А ему надо не только платить взносы, чтобы бороться на турнирах, но и просто покупать четыре билета на автобус каждый день, чтобы добраться на тренировку.

"Я совсем другой олимпиец, я знаю это. У меня нет спонсора, потому что я беженец". С базовыми навыками португальского языка и малым опытом чего-либо кроме дзюдо у Мисенги почти нет шансов бросить большой спорт. Он размышляет о боксе или карьере бойца ММА: "Было бы круто, если бы неожиданно кто-то приехал из США и скаазал - Пополе, ты будешь биться в ММА". Но главная его схватка происходит за пределами татами: "Я надеюсь, что смогу прокормить себя и своих детей, ведь ты знаешь, что не будешь сильным всю жизнь. Надеюсь, мне удастся помочь им".

Источник: www.ipponline.org